Вы услышали о Minecraft от друзей, нашли упоминание в Интернете или, может быть, прочитали рецензию в журнале? Так или иначе, вас заинтересовала эта игра, этот необычный мир, и вы решили узнать его получше, «пожить» в нём. Эта статья поможет в освоении мира Minecraft и даст базовые советы по техническим и геймплейным вопросам. Речь пойдёт про одиночный режим Survival.
Загрузка и запуск игры
Итак, вы оплатили игру и хотите её получить. Игра передаётся купившему методом цифровой доставки, или, проще говоря, скачивается с официального сайта (здесь). Выберите версию, подходящую для операционной системы вашего компьютера.
Далее, для запуска игры потребуется скачать и установить Java (бесплатно). Без этого игра НЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ. После установки Java можно запускать игру.
Запускаем игру и, после ввода логина и пароля и загрузки файлов игры (около 40 МБ), попадаем в главное меню. Из него мы можем войти в одиночную (Singleplayer) или многопользовательскую (Multiplayer) игру, окно управления текстур-паками, меню настроек.
В меню настроек можно изменить параметры звука, графики, мыши и сложности игры.
Управление
В меню Настройки - Управление показаны действия и кнопки, им соответствующие. Многие из них можно поменять по своему усмотрению. По умолчанию они настроены так:
■W - движение вперёд.
■S - движение назад.
■A - движение влево (стрейф).
■D - движение вправо (стрейф).
■Space (пробел) - прыжок.
■Left shift (левый шифт) - режим медленной ходьбы (красться), не позволяет упасть
■E - открывает окно инвентаря.
■Q - выбрасывает вещь, находящуюся в руках (одну единицу, если вы держите стопку).
■T - чат.
■F3+F - циклично меняет дальность прорисовки ландшафта (горизонт скрывается в тумане).
Ещё есть несколько служебных кнопок:
■F1 - скрыть интерфейс: прицел, здоровье, пояс и руку (с инструментом, блоком и т.п.).
■F2 - сделать скриншот. Файл сохраняется в:
%appdata%\.minecraft\screenshots\ (для Windows XP и выше)
~/.minecraft/screenshots/ (для Linux)
~/Library/Application Support/minecraft/screenshots/ (для OS X)
■F3 - вывод экрана отладки. FPS, объём используемой оперативной памяти, количество обновлений чанков, координаты персонажа и др.
■F5 - переключение вида от первого/третьего лица.
■F8 - включает режим плавного движения камеры.
■F10 - выключает захват курсора (работает только на Windows).
■F11 - переключение в полноэкранный/оконный режим.
Мышь используется для осмотра вокруг и перемещения предметов в инвентаре, сундуках, верстаках и т.д. Кнопки мыши предназначены для взаимодействия с миром. Левая кнопка мыши (далее ЛКМ) служит для разрушения блоков, а Правая кнопка мыши (ПКМ) помещает блоки. Обеими клавишами можно взаимодействовать с механизмами.
Колесо мыши выбирает вещи из инвентаря горячих клавиш (далее Пояс). Также можно использовать цифры от 1 до 9 для быстрого выбора.
Уровень сложности
Перед началом игры можно выбрать уровень сложности. От него будет зависеть геймплей, а именно: наличие и характеристики враждебных мобов (их уровень здоровья и урона), а также характеристики здоровья вашего персонажа.
Если вы не любите сражения с монстрами и хотите спокойно побродить по миру - поставьте уровень Peaceful.
Если хотите увидеть полное разнообразие мира с его опасностями и монстрами - поставьте уровень Easy или Normal.
Новичкам не стоит ставить уровень сложности Hard. Тем более вы в любой момент можете изменить уровень, так что можно не задумываться долго над выбором и поставить Easy. Подробнее об уровнях сложность можно почитать в статье Сложность.
Геймплей
Геймплей (игровой процесс) Minecraft различается в зависимости от игрового режима. Последний, постоянно обновляемый и наиболее разнообразный режим - Survival. О нём и пойдёт речь в этой статье (в основном об одиночной игре). Также у этого игрового режима есть многопользовательская версия - SMP (Survival MultiPlayer). Основное отличие одиночного и многопользовательского режима, как вы понимаете, - взаимодействие между игроками в одном мире.
Итак, вы ознакомились с настройками и установили подходящие значения параметров. Пора переходить в игровой мир. Для этого в главном меню выберите пункт Singleplayer. Далее нажмите Create new world, в верхней строке введите название будущего мира. В следующей строке вы можете ввести зерно - последовательность, которую будет использовать генератор для создания уровня. После этого начнётся создание нового мира.
Рассмотрим основные элементы механики геймплея и интерфейс.
Интерфейс
Интерфейс Minecraft достаточно прост и состоит из нескольких элементов:
1.Прицел. Находится посередине экрана. Он поможет определить, с чем будет взаимодействовать персонаж.
2.Шкалы-индикаторы. Шкала здоровья из 10 сердец и шкала голода из 10 символов еды, каждая иконка состоит из двух половинок. Таким образом, максимальный запас здоровья и голода - 20 единиц. При наличии брони появится полоска её уровня защиты, а при нахождении под водой - индикатор оставшегося воздуха. С версии Beta 1.8 добавили шкалу опыта, она пополняется за счет сфер опыта и показывает уровень игрока. Уровни необходимы для зачаровывания.
3.Инвентарь. Это меню, в котором отображаются добытые блоки и вещи игрока. Ещё там есть сетка крафта 2х2 и ячейки для брони (слева от модели персонажа). Открывается нажатием E (по умолчанию). Также, у некоторых специальных блоков, есть свои ячейки для элементов. Подробнее в статье Инвентарь.
4.Пояс (быстрый инвентарь). Состоит из 9 клеток. Предметы из этого инвентаря персонаж может брать в руки, чтобы использовать. Переключение между ячейками - колесо мыши или кнопки 1...9.
Основные понятия и действия
Чтобы понимать, о чём идёт речь в статьях и лучше ориентироваться в мире Minecraft, нужно знать несколько понятий (также можно посмотреть статью Список терминов):
1.Блоки - элементы, из которых состоит окружение (например, горы, деревья, жидкости и т.д.). Могут быть подобраны, выброшены, удалены или установлены на какое-либо место (сверху, снизу, сбоку другого блока).
2.Предметы - остальные элементы в игре, которые может подбирать и использовать игрок. Их также можно подбирать и выбрасывать, но они не могут быть установлены как блоки (например, факел (блок) можно установить, а ведро (предмет) - нет). Когда находятся в мире (выброшены) - плоские. Необходимы для взаимодействия с миром, например, для изменения (мотыга) или быстрой добычи (Инструменты) блоков.
3.Материалы - вещи, которые могут быть использованы только для крафта.
4.Ресурсы - блоки и вещи, которые могут быть полезны для игрока в качестве строительного материала или как элементы для крафта.
5.Руды - тип блоков, из которых выпадает одноимённый материал или блок, который требует обработки, для получения соответствующего материала.
6.Стопка (англ. stack) - несколько одинаковых элементов, лежащих в одном слоте инвентаря. В основном, для блоков стопка - 64 штуки в одном слоте. Инструменты и некоторые материалы нельзя складывать в стопки, некоторые материалы (например, куриное яйцо или снежок) можно складывать только по 16 штук в стопке.
7.Крафт - процесс создания одних блоков и вещей из других в сетке для крафта. Определённый элемент можно создать, только если у Вас есть необходимые ресурсы и они сложены в определённой последовательности в сетке.
8.Механизмы - блоки, которые позволяют изменять состояние некоторых специальных блоков (таких как двери, рельсы). Такими блоками являются рычаг, нажимная пластина, кнопка.
9.Красный камень - особый вид руды и материал (красная пыль), который играет роль проводника электричества. Позволяет управлять механизмами на расстоянии и делать логические схемы.
10.Мобы - существа, которые есть в мире Minecraft. Делятся на дружелюбных (не атакуют игрока), нейтральных (атакуют только при нападении на них или при возникновении неких других условий, см. например странник Края) и враждебных (атакуют игрока, когда тот попадает в зону их видимости).
11.Здоровье - максимальный урон, который может выдержать игрок до смерти.
12.Еда - предметы, которые пополняют шкалу голода игрока при использовании (съедании).
13.Спаун (Spawn) - это термин, который обозначает возрождение или появление игрока или мобов в местах, которые называются точками спауна. Также спауном называют само место, где появляется в начале игры или возрождается после смерти игрок.
14.Броня - предметы, которые может надеть игрок, чтобы выдержать больший урон.
15.Инструменты - предметы, которые ускоряют удаление блоков и позволяют добыть из некоторых блоков ресурсы, которые нельзя добыть без определённого инструмента.
16.Оружие - предметы, которые наносят монстрам больший урон, чем руки (не имеет значения, что находится в руках). Также, как и инструменты, могут использоваться для ускорения удаления некоторых блоков.
17.Сферы опыта - небольшие сферы, которые выпадают из убитых мобов и пополняют шкалу опыта.
Теперь разберём основные действия, возможные в игре:
1.Удаление блоков. Чтобы разбить и удалить блок нужно установить прицел на нём и подойти на достаточное расстояние (не более 3 блоков между персонажем и блоком), нажать и удерживать ЛКМ, пока блок не удалится. Во время разрушения блок будет покрываться трещинами. Скорость разбивания блоков зависит от их прочности; использование подходящих инструментов ускорит процесс, а из некоторых блоков позволит добыть ресурсы. При ударе по цветку или грибу он удалится с места, где рос. Также уничтожаются мгновенно факелы, высокая трава и некоторые другие блоки.
2.Подбор блоков и вещей. После удаления блока, обычно, из него выпадет уменьшенная копия такого блока или материал. Чтобы подобрать элемент, нужно подойти к нему на расстояние меньше одного блока, после чего тот сам попадёт в свободный слот инвентаря или незаполненную стопку из таких же элементов.
3.Установка блоков и вещей. Чтобы поместить блок или вещь, нужно взять его в руку (разместить на поясе и выбрать соответствующую ячейку). После этого подойдите к блоку, на/под/сбоку которого вы хотите разместить свой блок и нажмите ПКМ.
4.Использование предметов. Нажатие ПКМ с некоторыми предметами в руках использует их. Так можно есть еду, блокировать мечом, красить овец, приручать волков и т.д. Для некоторых действий нужно зажать и держать ПКМ в течение некоторого времени.
5.Приседание. По умолчанию ⇧ Shift. Эта способность позволяет подходить к краю блока и не падать, пока вы находитесь в этом состоянии. Это поможет поставить блок сбоку того, на котором стоит персонаж (например, вы хотите построить мост через пропасть). Осторожно, если вы выйдете максимально далеко и отпустите кнопку приседания, то упадёте.
6.Взаимодействие с механизмами. Чтобы нажать кнопку, переключить рычаг, открыть/закрыть деревянную дверь, воспользоваться специальным блоком нажмите ПКМ. Нажимная пластина переключается, когда на неё кто-нибудь встаёт или падает предмет (последнее относится только к деревянной).
7.Крафт. Процесс создания одних элементов из других. В инвентаре есть специальная зона - сетка крафта размером 2х2 ячейки. В ней можно создавать простые вещи и некоторые блоки, материалы для которых помещаются в это пространство (например, факел). Для создания более сложных вещей и блоков (более дорогих или крепких) понадобится верстак. Чтобы им воспользоваться, его надо установить (как любой другой блок). Верстак позволяет крафтить в сетке 3х3 ячейки.
8.Борьба с мобами. Для того, чтобы отбиться от монстра или чтобы получить ресурсы с нейтрального моба, необходимо его убить. Чтобы ударить, наведите прицел на моба и нажмите ЛКМ. Удар рукой (не важно, что в ней, если не оружие или инструменты кроме мотыги) наносит мало урона, и отталкивает моба. Оружие наносит значительно больший урон и тоже отталкивает. Также, держа в руке меч, можно сделать блок с помощью ПКМ, при этом часть урона вы всё же получите. Блокировать стрельбу скелета, гаста, а также взрывы криперов по понятным причинам нельзя.
Простые советы
1.Не копайте под/над собой. Довольно рискованно копать прямо над или под собой. Может случиться так, что вы пробьёте потолок подземной пещеры и упадёте (возможно там будут монстры), или попадёте в лаву. Сверху на вас может посыпаться куча песка или гравия (будет душить) или затопит поток подземной речки (вам повезёт, если это будет вода, а не лава). Капли жидкости, просачивающиеся через блок, однозначно указывают на наличие этой жидкости в блоке выше.
2.Наличие еды. Еда - единственный способ пополнить здоровье, поэтому надо следить за наличием еды в инвентаре. Для этого нужно вовремя её добывать (существуют разные способы).
3.Не находитесь в полной темноте. Если наступает ночь или вы зашли в пещеру, то необходимо осветить местность. Это поможет ориентироваться и вовремя замечать враждебных мобов (к тому же они спаунятся только в тёмных местах).